Все знают древнюю легенду о
«Вавилонском столпотворении» – о
незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести до
конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли
понять друг друга.
С незапамятных времен уяснили
люди истину: успешная совместная работа
возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти
общий язык.
Общение — очень важная вещь, особенно если люди, имеющие разные
интересы, объединены одними и теми же целями, вместе работают с детьми,
образуют единый педагогический коллектив. Чем больше в нем людей разных
профессий, тем интереснее и разнообразнее общение. Увлеченные люди вводят детей
в мир своих увлечений: музыкальный работник — в страну музыки, балетмейстер — в
страну танца, преподаватель иностранного языка — в мир незнакомых наречий.
Специалисты разных профилей разделяют мир на части, темы, уроки. А ребенка-то
нельзя разделить. Если он поет, он и танцует, и слушает, и плывет, и купается в
этой музыке. А если это происходит не в пустом зале, а на дне моря, или в
Японии, или даже в Африке... Ребенок «растворяется», погружаясь в новую,
интересную среду. Создать ее могут только взрослые, и только все вместе,
коллективом единомышленников.
Начинать
всегда приходится с самого простого, но и с самого сложного — с налаживания
человеческого и делового общения.
Собравшись вместе, заинтересованные общим делом
взрослые начинают творить, создавать для детей какую-нибудь необыкновенную
ситуацию, место, событие. Если все это получается, то и детей и взрослых ждет
самая прекрасная награда — радость открытия нового мира.
В начале такая интересная творческая жизнь
приносит очень большое удовлетворение. Но вот проходит некоторое время, и
оказывается, что все уже привыкли к необычной атмосфере, состоящей из
интересных дел и событий. Выясняется, что, кроме желания, интереса и старания,
нужны еще и особые умения, в частности, умение общаться друг с другом, умение
сознательно поддерживать творческий дух и доброжелательность в коллективе.
Проработав вместе определённый период времени,
взрослые осознают, что они — большая эмоциональная и организационная сила. Они
видят, как интересно работать вместе, какие рядом с ними интересные люди, как
можно дополнять способности и достоинства друг друга, формируется устойчивый
педагогический коллектив, в котором все стараются, чтобы все получалось хорошо:
и обучение детей грамоте, и рисование, и пение, и сочинение стихов и рассказов.
Возникающие проблемы обсуждаются на еженедельных совещаниях, потребность в которых
ощущает каждый педагог, на которых проводится анализ проделанной работы.
Психолог рассказывает о своих наблюдениях и выводах. Обсуждаются проблемы
трудных детей. Завуч разъясняет вопросы, связанные с обучением и воспитанием
детей.
В то же время главными фигурами в процессе обучения
и воспитания остаются учитель и воспитатель. Они ближе всего к детям. Каждый из них это не просто
специалист-педагог, это и актер, и психолог, и очень интересный, добрый, ласковый человек.
Он многое знает и умеет, а именно:
— сформулировать емко и содержательно
информацию для коллег, которые сменят его на следующем этапе работы, так как
все взрослые должны быть в курсе того, как прошел предыдущий день, у кого из
детей какие были проблемы, трудности, радости и победы;
— придумывать воспитательные ситуации и разрабатывать методические
материалы, интересные для детей;
— изобретать костюмы для праздников, придумывать сценки, создавать
кинофильмы, делать спектакли и т.п.;
— общаться с родителями, отвечать на их вопросы, тактично давать советы и
высказывать пожелания;
— организовывать вместе с детьми любое дело или мероприятие — выставку,
концерт, конкурс;
— придумывать разные игровые ситуации, уметь выходить из них, научив этому
умению и детей;
— уметь находить интересные решения проблемных ситуаций и делать это
достоянием всего коллектива;
— уметь распределять работу так, чтобы было интересно всем, чтобы каждый
ребенок с удовольствием принял в ней участие;
— знать психологию и физиологию ребенка в объеме, необходимом для
нормальной работы;
— задавать такой уровень работы в классе, чтобы было интересно всем.
Обладать этими умениями не всегда под силу одному
человеку. Однако, если в классе работают сразу двое взрослых, между ними
возникает особое общение.
Это умение договориться: что делать сегодня, как
распределить обязанности; знание программного содержания работы, умение
работать по методическим материалам творчески, включаясь во все повороты
событий; умение пользоваться всеми видами и формами общения, как вербального,
так и невербального, понимание каждого слова, жеста, звука; умение выслушать
каждого ребенка, уметь слушать друг друга, создавать дружелюбную и в то же
время деловую обстановку.
Работая в паре, один педагог поневоле занимает
одноплановую позицию. Например, он оказывается по отношению к другому педагогу
и к детям в позиции «снизу», включает в совместное дело детей, чтобы они
почувствовали себя носителями нормы, правильного поведения, правильной реакции.
Чаще всего педагог — это тот человек, который все
умеет, все знает и всему может научить. Но иногда роль ведущего может взять на
себя и ребенок. И вот идет совместная беседа, обсуждение того, как быть, как
лучше сделать, что будет хорошо, а что плохо.
Воспитатель и учитель может быть на равных с ребенком,
даже когда он его учит. Работая с детьми, взрослые убеждаются, что изменяются
не только дети, но и сами взрослые.
«...Когда душа таит зерно пламенного растения —
чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая
у тебя». (А.Грин. «Алые паруса».)
Реагирование на конфликтное поведение
Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже
часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие
ситуации?
- Главное — внутреннее
принципиальное отношение.
- Мудрость. Мудрый человек, не
зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди
людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе
дороже.
- Понимание другого. Почему
человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее
всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите
ему или просто пройдите мимо.
- Внутренняя безмятежность и
сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть
не может. "Здесь могут низке поступить, унизить нас они не могут!”. Если
вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно
сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие,
что особо подмечают.
- Ваша ответная агрессия —
неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
- Миролюбие — ваш союзник.
- Будьте готовы признать свою
вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть
виновным только вас.
- Не будьте мстительны. Человек,
плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
|